Статьи

18.03.2016

Ориентация на сервис

Трансформация биллинговой системы в «МегаФоне» – пожалуй, крупнейший проект компании «Петер-Сервис» за всю ее историю. Для создания «Единого биллинга» оператора используются все последние разработки и доступные технологические инновации, а в основе проекта заложена модификация продуктовой линейки с акцентом на сервис-ориентированность.

Телекоммуникационная отрасль пришла к осознанию того факта, что будущее не за универсальными платформами и монолитными решениями, а за модульной архитектурой, где каждый продукт отвечает только за свою определенную область. Это позволяет добиться от решений большей гибкости и ориентированности на предоставление сервиса лучшего качества.

«Наш сегмент рынка уверенно движется в сторону создания инструментов, позволяющих управлять лояльностью клиентов и предоставлять им более персонализированные предложения. Такого же подхода к себе требуют и заказчики наших решений, – подчеркивает генеральный директор «Петер-Сервис» Игорь Горьков. – Сейчас мы создаем большое количество новых специализированных продуктов, которые примут на себя часть функций биллинга, но при этом будут ориентированы на предоставление отдельных сервисов».

 

 

К примеру, в своем классическом виде биллинговая система PETER-SERVICE BIS включает в себя сразу четыре большие области: CRM, Order Management, управление продуктовой информацией и непосредственно сам блок биллинга. В новой архитектуре эти функции разнесены по отдельным доменам и соответствующим продуктам.

«Все компании так или иначе стараются придерживаться стандартов отрасли и карты доменов. Собственно, мы занимаемся тем же самым, и достаточно давно – и к проекту трансформации биллинга в «МегаФоне» мы подошли подготовленными, – отмечает директор по производственным проектам «Петер-Сервис» Александр Бобров. – Безусловно, будущее за сервис-ориентированными продуктами, которые операторы могут собирать, как паззл, исходя из своих потребностей и задач. Монолитное решение сложнее дорабатывать под специфические нужды заказчиков, а когда ты имеешь дело с маленькими автономными модулями, которые связаны между собой любым образом по заявленным согласованным протоколам, работать становится гораздо проще».

 

Бизнес-архитектура решения

 

При разработке новой архитектуры вся функциональность BSS-системы была разбита на высокоуровневые домены с возможностями, разнесенными по отдельным компонентам. При этом каждый компонент представляет собой законченное решение, которое может работать независимо, в том числе и при недоступности или частичной доступности других компонентов. При разработке структуры модели доменов и компонентов использовались отраслевые стандарты TMForum – eTOM, TAM, SID.

 

 

Для обеспечения гибкости внедрения комплексных решений в основе новой BSS-архитектуры лежит набор интеграционных компонентов – взаимодействие между отдельными доменами осуществляется через сервисную шину предприятия OpenAPI_ESB (Enterprise Service Bus – ESB). Она позволяет интегрировать front-end абонентского обслуживания с ядром биллинга, сервером обработки платежей и адресными серверам. При этом она открыта для использования любыми сторонними разработчиками, что позволяет интегрировать продукты «Петер-Сервис» с любой инфраструктурой.